Вход | Регистрация
logo
 Федеральный эксперимент в Пушкинской средней школе №5
 
23 марта 2005

 
Средняя общеобразовательная школа №5 была открыта в 1900 г. по адресу г. Пушкино, ул. Боголюбская. Новое здание школы сдано в эксплуатацию 1 сентября 1965 года. В 2000 г. школа прошла государственную аттестацию. В текущем учебном году сформированно 20 классов, в которые зачислено 445 учащихся. Школа работает в одну смену. Обучение осуществляется высококвалифицированными педагогами. В школе работают учителя: высшей квалификационной категории - 12 чел., 1-ой квалификационной категории - 13 чел., 2-ой квалификационной категории - 8 чел.
 В 2003-2004 учебном году школа вступила в Федеральный эксперимент по предпрофильной подготовке и профильному обучению. Приоритеты школы: использование практико-ориентированных педагогических технологий, инновационно-экспериментальной деятельности, направленной на повышение качества знаний, выявление и развитие творческого потенциала личности.
Подготовительная работа по разработке курсов началась в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Пушкино Московской области» с выявления образовательных запросов учеников 2-3 ступени образования и родительской общественности. С этой целью использовалась анкета Кумариной, обработав которую, мы поняли, что наиболее востребованными в микрорайоне школы являются 3 профиля: гуманитарный, социально-экономический, технологический. Образовательный запрос микрорайона школы в целом совпал с запросом восьмиклассников, вступающих в эксперимент.
 Выявление профилей школы явилось ключевым моментом при составлении «корзины» курсов по выбору. Из 13 заявленных курсов 85% явились пропедевтическими к профилю и 15% (это курсы по химии) были созданы для удовлетворения образовательного запроса обучающихся.
 В конце 2002-2003 учебного года обучающимся было предложено сделать выбор курсов. Для этого им была представлена анкета, в которую мы внесли перечень курсов и их продолжительность. Чтобы выбор оказался более успешным, была проведена разъяснительная работа. Учащимся объясняли для чего нужен тот или иной курс, какие задачи он решает, с какими вопросами будет знакомиться ученик. Разъяснительная работа проводилась и с родителями на родительских собраниях, консультациях психолога. Родителям важным было выяснить тот факт, что курсы проводятся за счет факультативных часов и не в ущерб основным урокам. Ситуация выбора оказалась для наших учеников интересной и трудной: они столкнулись с ней впервые, дети мотивированные на учебу были готовы записаться на все курсы. Мы пришли к выводу, что ситуация выбора оказалась необходимой для того, чтобы учить детей его делать.
 Ученики выбрали все предложенные курсы, т.к. список их был сформирован на основе анализа образовательного запроса. На заседаниях творческой группы учителей, участвующих в эксперименте, было решено, что главной задачей курсов в нашей школе будет оказание помощи ученику в определении его готовности и способности к освоению предмета на профильном уровне, что способствует правильному выбору профиля. Для решения этой задачи, по нашему мнению, курсы должны быть деятельными, ученик не должен выступать на занятиях в роли пассивного слушателя. Но к активной деятельности оказались готовы не все учащиеся. По результатам анкетирования, проведенного в рамках мониторинга предпрофильной подготовки, было выявлено, что 23% учащихся в начале года не были готовы к той деятельности, которую предполагал учитель. В конце года процент учеников, не готовых включаться в активный процесс познания, снизился.
 Большинство курсов в нашей школе получилось предметно-ориентированными. Это курсы по литературе, математике, английскому и русскому языкам, информатике. Были предложены и такие предметы, которые не входили в школьную программу: философия, психология, экономика. Наиболее востребованными оказались курсы по информатике, психологии, иностранному языку, экономике.
 Из 13 курсов 6 - являются адаптированными: «Комплексный анализ текста», «Философия», «Хочу быть юристом», «Вещества и материалы в нашем доме», «Компьютерный дизайн», «Информационное моделирование». Программы этих курсов, примерное содержание занятий были предоставлены нам в методических рекомендациях, полученных в рамках эксперимента. Над созданием других курсов работали сами учителя, используя программы факультативов, кружков и самостоятельные разработки. Так, например, на основе факультатива «Делопроизводство» был составлен курс «Деловой русский», по аналогии с кружком «Химия веществ» разработан курс «Химия элементов». Для курса «Тригонометрия» был использован материал, ранее входящий в программу 9-го класса и необходимый для изучения математики на старшей ступени, На основе материалов, имеющихся в школьном краеведческом музее, учителя разработали курс «Литературное Пушкино».
 Составляя программы курсов, мы столкнулись с рядом трудностей:
 - подбор содержательного материала;
 - отсутствие учебных пособий; материально-техническое обеспечение.
 В решении вопроса методического сопровождения эксперимента помогли разработанные требования к составлению программ, а также работа экспертного совета, созданного при методическом кабинете Управления образования. В качестве учебных пособий использовались различные энциклопедии, справочники, учебники и различная дополнительная литература.
 Чтобы создать условия для успешного самоопределения каждого ученика, количество курсов по выбору должно быть большим, но это рождает серьезную проблему оплаты труда учителя.
 Курсы по выбору проводились учителями предметниками, работающими в школе. Были задействованы 10 учителей и 4 из них провели по два курса. В эту работу с одинаковым интересом включились учителя с богатым опытом работы и молодые специалисты.
 Администрация школы разработала анкету, по которой в течение года проводился мониторинг. Результаты показали что:
 1. обучающиеся считают, что все пройденные курсы позволили расширить знания по данным предметам;
 2. 10% обучающимся было интересно на всех курсах;
 3. наибольший интерес вызвали курсы, занятия на которых строились с использованием новых педагогических технологий (педагогические мастерские, проекты), включали экспериментальную и исследовательскую деятельность, предоставляли возможность для самореализации;
 4. включение курсов по учебным предметам, не входящих в программу, оказалось оправданным, 89% учащихся отмечали после прохождения курса, что им была интересна «Философия», 61% - имел такое же мнение о курсе «Психология».
 Анкетирование помогло выявить степень влияния курса на выбор профиля. В конце учебного года два ученика решили изменить первоначально выбранный профиль.
 В экспериментальной работе участвовало два 9-х класса. Для организации предпрофильной подготовки были затрачены факультативные часы. Курсы двум классам предлагались одинаковые, поэтому группы сформировались смешанные. Чтобы дать возможность учащимся познакомиться большим числом курсов, было решено, что они будут краткосрочными (8 - 10 часов).
 Поскольку курсы проводились за счет факультативных часов и главной задачей было дать возможность детям самоопределиться, мы пришли к выводу, что деятельность учащихся на курсах не будет оцениваться. Но при формировании портфолио, считаем, что успешная деятельность ученика должна быть учтена, поэтому на педагогическом совете было принято решение о введении зачетной книжки. Зачетная книжка - документ, фиксирующий прохождение обучающимися курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки. В зачетную книжку вносится название курса, длительность курса, рецензия учителя на работу обучающегося во время прохождения спецкурса, выставляется зачет или оценка. Зачетная книжка заверяется печатью. Ответственность за своевременность заполнения, сохранность несет зам. директора по учебно-воспитательной работе. Содержание записей доводится до сведения обучающихся и их родителей классным руководителем, учителями предметниками.
 В рамках проведения эксперимента была пересмотрена работа школьных методических объединений. Перед ШМО поставлен ряд новых задач:
 1. Анализ педагогического потенциала данного предмета, методических и материально-технических ресурсов.
 2. Изучение образовательных запросов обучающихся в области своего предмета.
 3. Подбор пособий для проведения курсов по выбору.
 4. Помощь в разработке программ курсов и анализ программ.
 5. Обсуждение на заседаниях ШМО результатов проведения курсов с целью улучшения содержания, методик проведения.
 6. Особое внимание обратить на разработку программ межпредметных курсов по выбору.
 Педагогический коллектив школы, родительская общественность, обучающиеся считают, что проведение курсов по выбору оказывает реальную помощь в самоопределении, полезны и интересны для учителей и их учеников.
 
Добавлено: Willer [Willerman]

Обсудить на форуме


Средний балл:
(ставить оценки могут только зарегистрированные пользователи)
Комментарии:

К этой работе пока нет ни одного комментария.
Ваше мнение будет первым!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи!

Если Вы зарегистрированный пользователь, то вам необходимо войти на сайт с помощью следующей формы:


Если Вы на сайте впервые, то Вам необходимо пройти РЕГИСТРАЦИЮ.
 Топ
 Афиша
Афиша на месяц...
© 2024. «PUSHKINO.ORG». Все права защищены.
Реклама: reklama@pushkino.org
Использование любых материалов только с письменного разрешения администрации www.pushkino.org.
Мнение администрации не всегда совпадает с мнением автора. Администрация не несет ответственности за достоверность опубликованной информации и за отзывы, оставленные посетителями под материалами, публикуемыми на сайте.



Реклама