Вход | Регистрация
logo
Журнал пользователя:  Виктор Сорокин

Z-мир. 3. Субстанции (человека)   25.05.2007 22:59
Как вы думаете: желудок - это часть человека? А желудочный сок? А пища, что в желудке? А пища, что на столе, которая попадет в делудок во время обеда? И т.д. Так вот, системный подход к человеку говорит, что все это составные части человека. Вот более подробные рассуждения на эту тему.

В философии термином субстанция обозначают обычно первооснову, первопричину, самое общее основание больших классов вещей. Обычно выделяют всего две субстанции: материю и "дух", а точнее – сознание. Однако системный взгляд на человека показывает явную недостаточность всего двух субстанций. Куда, например, отнести явление ценность, которая, как известно, может иметь как материальную, так и духовную основу? Так, один килограмм хлеба всегда есть один килограмм, а вот ценность этого хлеба в зависимости от обстоятельств может меняться от нуля и до бесконечности (т.е. до ценности человеческой жизни). Аналогичные вопросы можно поставить и к таким явлениям, как экология, психика, экономика, компьютерная память и т.д. Где граница такой вещи, как человек?..

Здесь я должен сделать большое и принципиально важное отступление. Только что употребленное мною слово ВЕЩЬ имеет не багажное содержание (сумка, чемодан и т.п.), а философское, в духе А.И.Уемова: «Отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью» (цитата взята из статьи «Вещь» И.С.Алексеева, БСЭ 1971 г.). Насколько я помню саму работу Уемова («Вещи, свойства и отношения», Москва, 1963), ее автор расширил (или пытался расширить) объем понятия ВЕЩЬ, включив в него и многие нематериальные объекты («Хорошую ВЕЩЬ ты написал!» и т.п.). Уже тогда, начав строить свою УНИВЕРСАЛЬНУЮ понятийную систему, я расширил объем понятия ВЕЩЬ до всего того, чему можно поставить в соответствие какое-либо существительное (например, движение, развитие, отношение и т.п.). (Именно благодаря принципу универсальности легко вскрывалась логическая противоречивость «Капитала» К.Маркса, где из объема понятия ТОВАР он исключил такие продающиеся вещи, как электричество, услуги, идеи и т.п.) Таким образом, в объем понятия ВЕЩЬ входят (в числе прочего) как неодушевленные, так и одушевленные (в частности ЧЕЛОВЕК) предметы. Согласиться с урезанным объемом понятия ВЕЩЬ значит отказаться от САМОЙ БОЛЬШОЙ НАДСИСТЕМЫ в мире – от всего сущего (элементы которого и обозначаются у меня словом ВЕЩЬ). Разумеется, никто не может помешать человеку пользоваться урезанными понятиями. Но ведь чем беднее инструментарий, тем меньшими возможностями обладает исследователь. Так что если где-либо в тексте вы встретите термин, который употреблен с содержанием, существенно отличным от вашего понимания, не спешите считать мою работу бесполезной, попробуйте сначала понять то, что излагаю я, в крайнем случае, давайте спорить.
Итак, продолжаю…

…Пища, находящаяся в желудке, это часть человека или нет? А пища, лежащая на столе? А в поле или в лесу? А его собственность – это часть человека или при анализе человека от нее (как и от его мыслей, ценностей, его родственников, общественных связей и т.п.) можно отказаться? И что останется от человека после такого отказа?
Поэтому меня устроит лишь такое расчленение всего сущего в мире и совокупного человека как вещи или явления в частности, при котором любая вещь, любое явление будут ясно отнесены к своему классу вещей. И мне нужен не философский, а кибернетический, работающий взгляд на мир. Поэтому я буду использовать слово субстанция для обозначения обширных областей природы и жизнедеятельности человека по основанию специфичности управления ими (наподобие того, как Г.С.Альтшуллер использовал понятие физического поля с новым его содержанием).
Специально историей системного взгляда на человека я не интересовался, но лично я придерживаюсь взгляда, что человека нельзя рассматривать в отрыве от его среды обитания (впрочем, аналогичного взгляда придерживалась ныне покойная Е.Э.Печуро, наш близкий друг и участница диссидентского движения, с которой мы с женой имели счастье часто общаться на философские и исторические темы). Т.е. нет и не может быть человека без окружающей его среды, и попытка рассматривать его изолированно от окружающего мира приводит к извращенному пониманию сути человека. Конечно, мы не можем рассматривать человека со всеми его бесконечными связями с миром, от рассмотрения большинства из этих связей мы вынуждены отказаться, но при этом мы всегда должны задаваться вопросом: а не выплеснем ли мы вместе с пеной и ребенка?
С самого начала освоения системного взгляда на мир (в начале 1970-х годов) системно я рассматривал абсолютно всё сущее в мире. Это в нашей абстракции есть люди сами по себе; в действительности же всё сосуществует вместе и едино. Так, рассмотрение человека в отрыве от комара приводит к потере чрезвычайно важного аспекта их взаимодействия: оказывается, борьба человека с комарами ведет к колоссальному экологическому дисбалансу в природе (уничтожается кормовая база для птиц и рыб и как следствие этого происходит большой дисбаланс в мире сельскохозяйственных насекомых и т.п.). Так что мы совершим значительно меньшую ошибку, если отождествим весь мир с человеком, нежели будем рассматривать последнего в отрыве от остального мира. И тогда, исходя из такого взгляда на человека, мы можем вычленить в системном человеке (ЧЕЛОВЕК–МИР) следующие субстанции:
1. Природа без человека и его результатов труда (окружающая среда).
2. Результаты труда, т.е. личная собственность.
3. Тело человека без психики, т.е. физическое здоровье.
4. Психика без сознания.
4а. Память образная.
4б. Память вербальная.
5. Сознание.
6. Эстетика.
7. Этика или душа.
8. Логический интеллект.
9. Управленческий интеллект.
10. Дух как сознательно поддерживаемая и управляемая психическая энергия или сверхуправление.
Может, и не логично, но бесспорно важно ввести еще и такую субстанцию:
11. Общество (своего рода ералаш субстанций; в первую очередь это родственники и друзья).
11а. Семья.
Вот 11 субстанций человека, которые порождают его конечные цели. За пределами этого человечество пока ничего другого, как будто, не обнаружило и не придумало. При этом 6-я субстанция (эстетика) является, по-видимому, мнимой, не существующей: все эстетические чувства есть чувства, порожденные другими субстанциями. Поэтому когда говорят, что такой-то художник отдал себя искусству, то за этой "жертвой" нередко можно увидеть куда более прозаическую цель (тщеславие, богатство, борьбу за любовь, может быть, альтруизм и т.п.).
Перечень субстанций помогает видеть максимальную широту возможностей каждого человека (включая самого себя) и понимать его поведение. Чем большее число субстанций человек собой охватывает, тем шире, полноценнее он развит.
Под деградацией системы в кибернетике понимают утрату ею существенных свойств и функций. Чрезмерные комфорт и контакт с компьютером приводит к вырождению не только многих субстанций (окружающая среда, физическое здоровье, психика, душа, управленческий интеллект, дух), но и психических и физических способностей (существенное сокращение пределов работоспособности практически всех органов чувств, колоссальная потеря иммунитета к различным болезням, распространенность стрессовых состояний, и т.д.). Так, из многих моих знакомых, выросших в городе, никто не способен восхититься миром живой природы; врачи говорят, что человек должен ежедневно проходить минимум пять километров, но люди, привыкшие к автомобилю, не проходят в день и сотни метров; человек, привыкший к комфортному освещению, уже не способен читать при луне; острота обоняния у курящих людей на порядок ниже, чем у некурящих; компьютерный синдром выводит человека вообще из реальной жизни; факт массовой близорукости от чтения и работы за компьютером общеизвестен; и т.д. и т.д.
Знание полного перечня субстанций постоянно побуждает человека иметь их в виду и поддерживать их в работоспособном состоянии.
Я сочувствую людям, выросшим в полном отрыве от природы или без ласки и доброты родителей. Но если незрячий страдает оттого, что он ничего не видит, то человек легко переносит отсутствие у него каких-либо субстанций . Известны случаи, когда дети вырастают в тюрьме, и оказывается, что они не страдают от отсутствия элементарной свободы, а оказавшись на свободе, не понимают, что с нею делать. И именно по этой причине миллионы бывших советских людей оказались не способными проявлять инициативу, когда им это позволили в перестройку.
Знание десяти (число чисто случайное) субстанций побуждает ищущего человека не замыкаться на развитии двух-трех субстанций – души, тела и помыслов (целей). Оказывается, можно и нужно обращать внимание еще и на экономику, экологию, интеллект и т.д. Это почти закономерно, что люди, приученные любить природу, не могут быть жестокими и в отношениях друг с другом. И наоборот: убивающий насекомое просто так, без нужды, нередко способен поднять руку и на человека.
Опишите мне ваши субстанции, и я буду знать, кто вы. Опишите сами себе ваши субстанции, и не исключено, что вы увидите ваши неиспользованные возможности.
Вот прагматический эффект такой, казалось бы, малополезной вещи, как перечень субстанций.
К этой работе пока нет ни одного комментария.
Ваше мнение будет первым!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи!

Если Вы зарегистрированный пользователь, то вам необходимо войти на сайт с помощью следующей формы:


Если Вы на сайте впервые, то Вам необходимо пройти РЕГИСТРАЦИЮ.


Возможно Вас заинтересует:
 Фотоальбомы пользователя Виктор Сорокин






© 2024. «PUSHKINO.ORG». Все права защищены.
Реклама: reklama@pushkino.org
Использование любых материалов только с письменного разрешения администрации www.pushkino.org.
Мнение администрации не всегда совпадает с мнением автора. Администрация не несет ответственности за достоверность опубликованной информации и за отзывы, оставленные посетителями под материалами, публикуемыми на сайте.



Реклама