Вход | Регистрация
logo
 Отвечает протоиерей Иоанн Клименко
 
23 августа 2005

 

В рубрике "Вопросы священнику", на вопросы посетителей сайта, отвечает настоятель Храма Боголюбской иконы Божией Матери, протоиерей Иоанн Клименко, кандидат богословских наук.


 
 
В Интернете много поступает вопросов священнику. Одни вопросы искренние, насущны и по-существу. Но есть и такие, на которые подошёл бы ответ Спасителя диаволу: "Сказано: не искушай Господа Бога Твоего". Вопросы, в которых спрашивающего больше волнует не ответ, а процесс вопрошения, можно оставить без внимания.
На животрепещущие вопросы постараемся искренне ответь.

 
 
Вопрос: Здравствуйте! Меня зовут Владимир. Я работаю машинистом в метро. У меня такой вопрос: если я по независящим от меня причинам задавил человека - грех на мне? Спасибо.
Очень актуален вопрос уважаемого машиниста метро. Ответ важен не только для машинистов метро, но и для железнодорожных машинистов и для всех водителей. Греха на машинисте или водителе нет, если у него не было возможности принять какие-либо меры. Бывают случаи, когда водитель транспортного средства просто не имел возможности принять какие-либо меры. Естественно, он не виноват. Если же возможность была (это больше к автомобилистам относится), а водитель или растерялся, или опоздал на доли секунды, то некая часть вины ложится на него.
Гибель человека оставляет очень тяжёлое ощущение на душе, особенно, если водитель или машинист явился участником этой трагедии, даже если он и не виновен. Если такое, не дай Бог, случилось, то нужно узнать имя погибшего и молиться за него, подавать в Церкви записки за упокой, можно отпеть в Храме. Кроме того, нужно обязательно пойти в Церковь на Исповедь, нужно обязательно причаститься. Желательно пройти таинство Соборования. Тогда на душе станет значительно легче и спокойнее.
Исповедь - это Таинство, то есть действие Божие, в котором все грехи, которые человек говорит священнику и раскаивается, через священника прощает Сам Бог. Даже, если человек невиновен в гибели другого, на душе всё равно будет значительно легче. Кроме того, у каждого человека еще много всяких мелких грехов, которые прощаются в Покаянии.
Причастие - действие Божие, в котором хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. То есть, причащаясь, мы соединяемся с Богом. Это есть начало Царствия Небесного.
Соборование - действие Божие, в котором даётся здоровье духовное, здоровье душевное, здоровье физическое, нервное, психическое. В Соборовании восстанавливается целостность души и духа; восстанавливается гармония духа, души и тела. Даётся сила Божия и помощь Божия на борьбу с плохим, на борьбу с плохим в себе. Даётся сила и помощь Божия на борьбу с грехами, особенно с теми, которые хотим преодолеть, но не можем. Укрепляется воля. В душе - умиротворение, успокоение. И еще много чего хорошего даётся, а плохого уничтожается.

 
Вопрос: Здравствуйте! Имя:Сердар. Существуют 10 заповедей. Всем ясно, что нельзя поступать в разрез с ними, но также и каждый может после содеянного осознать, что он поступил неверно. Таким образом получается, что мы их знаем, но не поступаем исходя из их сути. Как надо работать над собой, чтобы 10 заповедей были твоей естественной привычкой, а то что не имеет к ним отношения было полностью убрано из собственного ума? Заранее спасибо за ответ.
Еще Адаму и Еве дана была заповедь. Хотели, выполняли её, хотели - нарушили. Всё было в их власти, в их свободной воле. Можно сказать: всё было во власти их воли. Если человек добровольно выполняет святую волю Божию или Божие заповеди, то он добровольно приближается к Богу, соединяется с Богом.
Суть человека - свободная воля. Образ и подобие Божие заключены первым делом в свободной воле человека. Воля - это вообще основа человека. Ни ум, ни тело, ни другие данные не являются в такой степени сутью человека, как его воля. Поэтому, если человек добровольно исполняет заповеди Божие, то он добровольно исполняет волю Божию. То есть воля человека, становится такой как воля Божия. (Сказано несколько гипертрофировано, более правильно было выразить: воля человека становится аналогичной воле Божией). Поэтому суть человека обожается. Человек обожается. Воля человека сливается с волей Божией. Человек соединяется с Богом. По мере постоянного добровольного исполнения святой воли Божией, человек становится праведным, святым.
Можно сделать некоторое пояснительное отступление на примере семейной жизни. Многие современные супружеские пары не желают понимать, что семейная жизнь - это жертва, в которой жена себя приносит в жертву мужу, а муж - жене. Жена искренне должна хотеть во всём угодить мужу, а муж искренне должен хотеть во всём сделать хорошо жене; жена ради мужа уничтожает все свои плохие качества, а муж ради жены уничтожает свои недостатки. Именно при таком подходе к совместной жизни возникает самая крепкая семья. Крепость основана на воле. Воля мужа и жены одинакова и положительно взаимонаправлена. Это самая крепкая связь. Если супруги живут каждый своей жизнью, каждый по своей воле, то это будет не жизнь, а сосуществование. Это будут не муж и жена, а всего лишь партнёры. Партнёрство существует на взаимовыгодных условиях (неважно каких). Как только выгода от одной из сторон начинает уменьшаться, партнёрство распадается. Есть браки, где каждый супруг пытается диктовать свою волю и противится чужой воле (воле ближнего). Это не брак, это борьба двух враждующих лагерей.
Аналогичные отношения бывают у человека не только по отношению к человеку, но и по отношению к Богу. Одни искренне выполняют святую волю Божию, или стараются максимально исполнять. Такие люди близки к Богу. Они святы. Другие исполняют то, что им легко исполнять и делают себе послабления в том, что трудновато выполнять. Больше молятся Господу, когда им что-то надо и забывают обращаться к Богу, когда всё хорошо. Третья категория не утруждает себя исполнением всех заповедей Божиих, но всегда у Бога просят, когда есть необходимость.
Теперь ответ по сущесту: человеку дана свобода воли. Хочет - выполняет заповеди Божии, хочет - нет. Выполнение вознаграждается общением с Богом в этой жизни и вечно после смерти (Рай). Нарушение воли Божией наказывается отпадением от Бога как в этой жизни, так и в вечной (Ад).
Легко это сказать, но не так легко исполнить. Диавол всегда мешает выполнять святую волю Божию. Мешает по-всякому: от различных помыслов и самооправданий до элементарной лени. Заставить он не может, но пытаться что-то внушить может. Поэтому выполнение воли Божией, исполнение Заповедей - это процесс борьбы, борьбы с тем сопротивлением, которое нечистая сила пытается вложить в наши умы.
Поэтому добровольное исполнение Заповедей Божиих, есть исполнение с понуждением себя, исполнение в борьбе с собой, точнее в борьбе с диаволом, который мешает нам соблюдать заповеди. Таким образом, исполнение воли Божией или Заповедей Божиих несёт тройную пользу:
 
1. Общение (соединение) с Богом.
2. Преодоление себя.
3. Победа над диаволом.
Мы все солдаты Божие. Поле битвы - души каждого. Человек борется с диаволом во славу Божию.
Бывают срывы, бывают падения. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: "Если человек упал, то он должен не валяться в грязи, подобно свинье, а подняться, очиститься и идти вперёд". Для того и дано нам таинство Покаяния, чтобы подняться, очиститься, сделать выводы, учесть ошибки, укрепиться и идти вперёд.
Теперь ответ на вторую часть вопроса: "Как надо работать над собой, чтобы 10 заповедей были твоей естественной привычкой...?" Воля - это самое главное в человеке. Она выше чувств, выше эмоций, выше ума. Поэтому наша воля должна постоянно контролировать наши чувства, наши эмоции и процесс мышления. Человек должен думать то, что нужно думать и не думать того, что не положено. Человек должен думать то, что нужно думать и не думать того, что само лезет в голову. Всё, что лезет в нашу голову без нашего желания, без нашего согласия - не наше. Это диавол "пихает" в наши головы свои помыслы - то, что навязывает диавол. Помыслы всю жизнь лезли, лезут и будут лезть. Смысл нашей жизни, смысл борьбы с диаволом заключается в борьбе с помыслами. Самый лучший метод борьбы с помыслами - игнорирование их. Самое сильное оружие против нечистой силы - не замечать её. Мы всегда видим свою тень, но никогда не обращаем на неё внимания, тем более не думаем о ней. Точно также мы должны реагировать на помыслы.
Кроме того, диавол всегда пытается рассеивать наши мысли. И они у многих прыгают как куча блох, а у некоторых как "скакуны". Воля должна противодействовать рассеиванию мыслей. При рассеивании мыслей выделяется ментальная энергия, при рассеянии души выделяется душевная и духовная энергия, которыми питается нечистая сила. Если человек усилием воли не даёт возможности рассеивать мысли, то он для диавола почти недоступен. Сорняков больше вырастет на хорошо взрыхлённой грядке, чем на окаменевшей.
Управление процессом мышления именуется культурой ума. Сила воли есть у всех. Только одни напрягают волю, а другие не хотят напрягаться. А, чтобы совесть заглушить, внушают себе и другим, что у них нет силы воли. Сила воли есть у всех. Только у некоторых есть ещё лень воли; нежелание бороться с собой.
Контроль над процессом мышления (культурой ума), а также над чувствами, эмоциями (культурой чувств) достигается постоянным ежедневным контролированием себя, волевым усилием над собой. Это нелегко. Человек управляет своими мыслями какое-то время, потом забылся, рассеялся. Вспомнил, спохватился, взял себя в руки. Затем опять забылся, рассеялся, опять вспомнил, снова взял себя в руки. Постепенно хорошие периоды будут чаще и длиньше, а плохие - реже и короче. Многие преподобные отцы предлагают "Иисусову" молитву: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". Иисусова молитва хороша особенно на фоне умственно-волевого труда над собой (умного делания). То есть, когда человек борется с собой и молится, то Бог ему помогает; а если человек сам трудиться не хочет, а у Бога просит, то вряд ли ему Гоподь поможет! Без понуждения, без труда над собой, без умного делания молитва может превратиться в некоторую умственную привычку, типа мантры. А это уже грех.
Так вот, чтобы Заповеди Божии стали частью человеческой души и смыслом жизни, нужен постоянный волевой контроль над собой(бдение), именно трезвение, о котором учат святые отцы. Исполнение заповедей привычкой стать не может. Если человек исполнял бы заповеди по привычке, по инерции, на уровне инстинкта, то от них было бы мало пользы. А вот когда человек постоянно борется с собой, постоянно борется с противодействующим и сопротивляющимся диаволом, для того чтобы исполнять святую волю Божию и сохранять верность Господу, тогда приходит большая польза. Человек соединяется с Богом, подтверждает преданность Ему, преодолевает плохое в себе, побеждает нечистую силу.
Иными словами, исполнение Заповедей - это постоянный контроль за собой, постоянная работа над собой, постоянное трезвение. Это ежесекундный труд на собой. Преодоление себя и диавола. Привычкой исполнение Заповедей быть не может!

 
Вопрос:Владимир, прихожанин Храма Боголюбской иконы Божией Матери.
  Нужно ли православному христианину вступать в какую-либо партию, либо патриотическую организацию? Нужно ли участвовать в выборах?
Православному христианину не нужно вступать ни в какие партии, ни в какие организации, даже патриотические.
У нас есть гораздо более сильное оружие, чем политическая борьба. Это молитва. Мы должны молиться и просить у Господа Бога, чтобы Он простил нас, дал нам ту власть и тех правителей, которых мы заслуживаем. Еще более правильно сказать: мы должны молиться, чтобы всё было по воле Божией, а не по нашей воле. Не надо забывать, что всё в деснице Господней.
А если христианин вступает в партии и организации, то получается, что он надеется своими, человеческими, силами чего-то добиться. Если человек надеется только на свои силы, то он таким образом отказывается от воли Божией. Тогда помощи Божией уже не будет. Сказано: "Не надейтесь на князи, на сыны человеческие..."
Кроме того, никто не знает, какие на самом деле силы стоят за той или иной партией или организацией. Вполне может быть, что за очень хорошей и за очень патриотической программой, за привлекательными лозунгами стоят далеко непривлекательные и тем более непатриотичные силы. Чаще всего лозунги и программы используются в качестве приманки для использования в совершенно других целях. И никто не может знать где истина, а где ложь. Поэтому лучше положиться всем на святую волю Божию и просить Господа, чтобы всё было так, как угодно Ему. И тогда Бог всё управит. То же самое относится и к выборам.

 
Вопрос: Вадим. Объясните пожалуйста, почему иногда в церкви приходится сталкиваться с грубостью служителей церкви. Я не считаю себя православным, и не отношу к какой-либо вере по множеству причин. Одна из основных причин это время. Однако второстепенные причины меня беспокоят больше. Моей семье известны несколько случаев, после которых мы прекратили всякий контакт с церковью. Однако, я считаю несправедливым такое отношение церкви и хотел бы узнать чем это вызвано. Возможно неправы мы сами. Объясните мне... Где я не прав. Премного благодарен. Хочу все-таки поверить в то, что церковь это религиозная организация.
Уважаемый Вадим! Ваш вопрос очень актуален! Особенно в наши дни. Я не хочу оправдывать тех, кто неправильно себя в Церкви ведет. Но многие из них пришли в Церковь недавно; и пришли из того мира, в котором находитесь Вы. Одни из них сразу поняли, что сила Божия и Сила Церкви в Любви. Другим их внутренняя гордыня, упрямство и самомнение мешают понять, что любовь к ближнему - это самое главное в Церкви.
Я никоим образом этих людей не оправдываю. Мне очень за них стыдно. И приношу за них извинения. Но к сожалению эти явления встречаются.
Кроме того, всякого нового человека, входящего в Церковь, диавол пытается вытолкнуть из Храма. Каким образом? Да вот именно грубостью церковных уборщиц, или каким-либо взаимонепониманием. Бывает, что задерганный прихожанами священник не уделил должного внимания новому человеку. Бывают и недостойные священники. Это объяснимо, но не является оправданием. Беда вся в том, что Храмов открылось много, а кадров не хватает. Духовных школ, которые не только учат, но и воспитывают, не хватает. Поэтому очень часто приходится рукополагать во священники обычных прихожан. Может быть он был хорошим прихожанином, но это не значит, что он стал хорошим священником. Это издержки нашего времени. А многие бабушки, прислуживающие в Храме - это вчерашние безбожницы, уже уверовавшие в Бога, но ещё не перевоспитавшиеся. Церковь многих постепенно перевоспитывает. Очень многих. Я, как практический священник, это очень хорошо знаю.
Церковь - это Богочеловеческий организм, Глава Которого - Сам Бог Господь Иисус Христос, а члены - все мы, люди. Бог - абсолютно Свят. Церковь - Свята. А мы - грешные. Но соединяясь с Самим Богом, мы постепенно очищаемся и освящаемся. И если в Церкви Вы встретили кого-то, кто только начал свой путь восхождения из тьмы греха к Свету Христовой Истины, то это не значит, что вся Церковь такая. Церковь - Свята, а люди приходят всякие, но все (кто ходит) постепенно восходят к чистоте духовной и могут достигнуть святости.
Давайте немного по-другому подумаем. Что чаще всего всплывает на поверхность?... И если в озере что-то нехорошее плавает, то это не значит, что все озеро состоит из этого «материала»!
Поэтому, если Вы где-то и столкнулись с плохими людьми в Церкви (и не раз), это не значит, что вся Церковь такая! Это не значит, что надо прекращать все контакты с Церковью! Именно об этом и мечтает диавол. Просто Вы столкнулись с тем, что «всплыло на поверхность»
Дальше. Каким образом происходит соединение человека с Богом, человека с Церковью? Это соединение и последующее очищение грешного человека со Всесвятым Богом происходит через Таинства.
Что это такое? В Церкви есть обряды и есть Таинства. Обряды - это молитвенные и молитвенно-символические действия человека. Их много. Таинства - это реальные действия Божии, действия Святого Духа. Их всего семь.
Надеюсь, Вы Крещены. По-этому про первые два Таинства говорить не буду (Крещение и Миропомазание). Хотя в Крещении происходит приобщение человека к тем Искупительным заслугам, которые совершил для нас Господь Иисус Христос. То есть через Крещение мы приобщаемся к Богу, Церковь и всему тому, что Бог нам дает. Исповедь - это действие Божие, в котором все грехи, которые человек говорит священнику и раскаивается в них, прощает через священника Сам Господь Бог. Причастие - действие Божие, в котором хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Самого Господа Иисуса Христа. Через Причастие мы соединяемся с Самим Богом. Получаем от Бога силу на борьбу с плохим в себе, на борьбу со своими страстями, похотями, грехами. Через причастие мы освящаемся.
Соборование - действие Божие, в котором каждому человеку дается здоровье духовное, здоровье душевное, физическое, нервное, психическое здоровье. Причем довольно ощутимо. В Соборовании восстанавливается целостность духа и души, восстанавливается гармония духа, души и тела. Даётся сила Божия на борьбу с плохим в себе, на борьбу с грехами и страстями, которые мы хотим преодолеть, но не можем. Укрепляется воля. Прощаются забытые грехи. В душе - умиротворение, успокоение. Душа отмякнет. Уничтожаются многие плохие воздействия. Это очень сильное Таинство.
Венчание - действие Божие, в котором Сам Бог соединяет души венчающихся и дается сила Божия и помощь Божия на дальнейшее укрепление брака.
Священство - это действие Божие в котором простой человек становится священником (диаконом, епископом) и получает от Бога силу и власть совершать Таинства.
Таинства - это самое главное в Церкви. Если будут вопросы, звоните:
  (095)993-37-82
  (09653)3-53-13
Добавлено: aleks_nevs

Обсудить на форуме


Средний балл:
(ставить оценки могут только зарегистрированные пользователи)
Комментарии:

обратиться  DuskMaster [Александр] | 14:16 23.08.2005
Ну что ж, замечательно, что таковой раздел появился. Много информации о Православии, но мало конкретных и понятных ответов на животрепещущие вопросы. Искренне рад, что на нашем сайте таковые ответы можно получить.
обратиться  Serdar | 20:01 23.08.2005
СпасиБо за глубокий и полный ответ.
обратиться  Sergey | 20:57 23.08.2005
Очень полезное нововведение. Можно получить ответы почти из "первых рук".
обратиться  E/\EKTPOH [Paul] | 12:55 01.05.2006
У меня есть вопросец.
Почему кошкам нельзя входить в храм???
обратиться  &Юля& [Юля] | 22:33 04.11.2006
Здравствуйте.У меня такой вопрос:я читала,что на отчитке читают молитвы священномученика Киприана.Мне бы хотелось узнать,есть ли они на латинском,ведь на русский они были переведены?Если есть,то хотелось бы получить их на латинском.
обратиться  Алексеевич [Владимир] | 22:38 07.04.2007
Здравы будьте,Батюшка!я хочу спросить у вас вот о чем:"я служу в органах.раньше их называли кгб.кто либо из святых покровительствует им?" И еще вопрос: может ли человек веровать в Господа Бога,построив свой храм в сердце и храня веру в душе,не посещать церковь.и как можно обратиться к священнослужителю.чтобы рассказать о себе и получить совет о том,куда дальше держать свой путь по жизни?
обратиться  Lina-gala [Bagdi] | 10:57 06.08.2007
о. Иван!
Горноуральский сайт laya.e-tagil.ru просит Вашего благословения на копирование ваших ответов и материалов с сайта Боголюбского храма bogolub.narog.ru на наш сайт.
На нашем, Горноуральском, форуме мы с интересом рассматриваем вопросы изучения своего родового древа, традиций и веры своих предков. Есть форум по Православию,и отдельно по старообрядчеству - поскольку на Урале много "кержаков", как и переселенцев - сиверцев, прозванных "хохлы" -они пришли в 1827 г. из Малоросси.На Урале много переселенцев и из Тулы и других регионов России.Поэтому генеалогические исследования имеют для нас большое значение.
В вопросах, связанных с верой, с традициями, возникает много непонятного и трудного для нас. А Вы, батюшка, очень ясно и четко разбираете любые вопросы, даже не самые умные или грамотные.
Можем ли мы копировать Ваши ответы на наш форум? Или надо сначала каждый вопрос с нашего форума скопировать сюда и получить здесь ваш ответ?
Дело в том, что вопросы часто дублируются.
С сайта Боголюбского храма мы (со сссылкой)не могли не скопировать на наш форум (в тему о Престольном празднике с. Лая) Ваши слова о том, чем является Престольный храмовый праздник для всего города. Об этом вас информируем.
Спасибо, Вам, о. Иван! Вы - очень умный и добрый человек!




обратиться  !!!!!! [Ольга] | 14:36 07.09.2009
Здравствуйте, о.Иоанн! В молитве Иоанна Златоуста есть такие слова: "Господи, даждь ми слезы и память смертную и умиление." Прокомментируйте, пожалуйста в каком контексте понимать слова "память смертная"? Заранее благодарю.

Страницы:  1  


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи!

Если Вы зарегистрированный пользователь, то вам необходимо войти на сайт с помощью следующей формы:


Если Вы на сайте впервые, то Вам необходимо пройти РЕГИСТРАЦИЮ.
 Топ
 Афиша
Афиша на месяц...
© 2024. «PUSHKINO.ORG». Все права защищены.
Реклама: reklama@pushkino.org
Использование любых материалов только с письменного разрешения администрации www.pushkino.org.
Мнение администрации не всегда совпадает с мнением автора. Администрация не несет ответственности за достоверность опубликованной информации и за отзывы, оставленные посетителями под материалами, публикуемыми на сайте.



Реклама